Изменение границ лесопарковых зон


Бесплатная юридическая консультация:

24 сент. 2014 г., 15:20

Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

Оглавление:

Лесопарковые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

Границы лесопарковых частей, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон.

Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона, а также функциональные зоны — зона фаунистического покоя и восстановительная зона, и восстановительная зона.

Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.

Проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Подготовку проектной документации осуществляют лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству или землеустройству в установленном порядке (далее — разработчик). Согласованная проектная документация предоставляется разработчиком в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 № 277/12 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области» утверждение документации по проектированию границ лесопарковой зоны или ее доработке, об установлении или изменении площади, границ лесопарковой зоны, функциональных зон в лесопарковой зоне осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области).

В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;


Бесплатная юридическая консультация:

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

При проектировании лесопарковых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах.

Проектная документация согласовывается с органом местного самоуправления, в границах муниципального образования которого устанавливаются лесопарковые зоны.

В случае если установление границ лесопарковой зоны приводит к изменению границ эксплуатационных лесов, ценных лесов и резервных лесов, проектная документация подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органам государственной власти в области лесных отношений (Федеральное агентство лесного хозяйства).


Бесплатная юридическая консультация:

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Минэкологии Московской области) в течение 30 дней со дня представления разработчиком проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.

После утверждения орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Комитет лесного хозяйства Московской области) в течение 30 дней со дня принятия решения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

По информации Главного управления по информационной политике Московской области


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://indolgoprud.ru/novosti/strana_i_region/izmenenie-granits-lesoparkovykh-zon

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007″Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон»

С изменениями и дополнениями от:

4 февраля 2011 г., 1 ноября 2012 г., 25 августа 2017 г.

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.


Бесплатная юридическая консультация:

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации

14 декабря 2009 г.

Положениеоб определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон(утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007)

С изменениями и дополнениями от:

4 февраля 2011 г., 1 ноября 2012 г., 25 августа 2017 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно — лесопарковые зоны, зеленые зоны).

Бесплатная юридическая консультация:

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 29 августа 2011 г. N ГКПИ11-791, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. N КАС11-611, пункт 5 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.


Бесплатная юридическая консультация:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1128 в пункт 6 внесены изменения

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.


Бесплатная юридическая консультация:

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны — зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.


Бесплатная юридическая консультация:

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1128 в пункт 14 внесены изменения

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 15 изменен с 5 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 998

15. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее — проектная документация) осуществляется по инициативе заинтересованного лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 5 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 998

16. В случае разработки проектной документации по заказу органа государственной власти субъекта Российской Федерации проектная документация разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;


Бесплатная юридическая консультация:

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

Информация об изменениях:

Пункт 18 изменен с 5 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 998

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.


Бесплатная юридическая консультация:

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 5 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 998

19. Проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 5 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 998

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.


Бесплатная юридическая консультация:

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.


Бесплатная юридическая консультация:

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

Зеленые зоны предназначены для защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).


Бесплатная юридическая консультация:

Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны зависит от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади муниципального района или субъекта РФ и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой и зеленой зон устанавливаются Минсельхозом России.

В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха (до 30% площадей) и прогулочная зона (все остальное). При необходимости могут создаваться зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

Проектная документация лесопарковых и зеленых зон разрабатывается в рамках госзаказа по решению (предложению) региональных (местных) властей. Установлен состав проектной документации.

Уменьшение площадей лесопарковых и зеленых зон не допускается.

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон»


Бесплатная юридическая консультация:

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 51 ст. 6312

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 998

Изменения вступают в силу с 5 сентября 2017 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1128

Изменения вступают в силу с 20 ноября 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50

Изменения вступают в силу с 22 февраля 2011 г.

Источник: http://base.garant.ru//


Бесплатная юридическая консультация:

Инициировать проектирование границ зеленых и лесопарковых зон смогут заинтересованные лица

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/353831/

Изменен порядок проектирования границ лесопарковой или зеленой зоны

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.08.2017 № 998 «О внесении изменений в Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» подготовка документации по проектированию границ лесопарковой или зеленой зоны будет осуществляться по инициативе заинтересованного лица, а при ее заказе органом власти субъекта РФ — через контрактную систему в сфере госзакупок.

Ранее решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны или зеленой зоны принималось региональным органом власти самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.

Изменения регламентируют сроки согласования проектной документации муниципальным органом власти, которые не должны превышать 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование.

В случае если установление границ зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, то необходимо согласовать проектную документацию с Рослесхозом. При этом срок согласования не должен превышать 15 календарных дней со дня ее поступления.

Изменения в положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон вступают в силу с 05.09.2017.

Дата публикации: 4 сентября 2017 | Категория:

Источник: http://xn--80aeffxbc1acwg.xn--p1ai/?n=432

Постановление Правительства МО от 16.12.2013 N 1065/55

«Об изменении границ зеленых зон в Московской области»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон», учитывая обращение общества с ограниченной ответственностью «Инвестлайн» и рассмотрев проектную документацию по установлению и изменению границ зеленых зон в лесах Бородинского лесничества Московской области, представленную филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект», Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую проектную документацию по установлению и изменению границ зеленых зон в лесах Бородинского лесничества Московской области.

2. Исключить из границ зеленых зон лесной участок Бородинского лесничества Ивакинского участкового лесничества квартала 15 (часть) площадью 46,0 га.

3. Включить в границы зеленых зон лесной участок Бородинского лесничества Борисовского участкового лесничества квартала 2 площадью 82,0 га.

Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев

Утверждена постановлением Правительства Московской области от 16 декабря 2013 г. N 1065/55

Основания для разработки проектной документации

Подготовка проектной документации по установлению и изменению границ зеленых зон в Московской области (далее — проектная документация) осуществлена филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 22.04.2011 N 85-РМ и Государственного контракта от 06.03.2012 N 1102-Л.

Проектируемое изменение границ зеленых зон в Московской области (далее — зеленые зоны) связано с необходимостью предоставления лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых на участке Северного участка Бортеневского месторождения гравийно-песчаного материала и кирпичных суглинков.

Северный участок Бортеневского месторождения расположен в 1 км западнее д. Липовка Можайского муниципального района Московской области.

Бортеневское месторождение известно с 1981 года, предварительно разведано в гг. Московской ГРЭ. Результаты разведки приняты НТС Московской ГРЭ (протокол N 87 от 20.12.1985).

В гг. суглинки вскрыши Северного участка разведаны в качестве кирпичного сырья на площади 80,1 га. Результаты разведки рассмотрены ТКЗ ГГП «Центргеология» (протокол N 2 от 04.02.1992). Запасы кирпичного сырья утверждены в количестве 2301 тыс. куб. м по сумме категорий A+B+C1 и поставлены на государственный баланс.

Недропользователю — ООО «Инвестлайн» выдана лицензия от 29.12.2008 серии МСК NТЭ со сроком действия до 01.12.2018. Лицензией определены целевое назначение и виды работ: «разведка и добыча гравийно-песчаного материала и суглинков на участке площадью 46,0 га Северного участка Бортеневского месторождения». Горноотводный акт к указанной лицензии выдан 24.06.2009 Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, внесен в реестр за N 224.

Для разработки месторождения испрашивается лесной участок из состава земель лесного фонда Бородинского лесничества в квартале 15 Ивакинского участкового лесничества площадью 46,0 га, расположенный в Можайском муниципальном районе, в границах сельского поселения Замошинское и относящийся к категории защитных лесов «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны)».

Предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда для разработки месторождения полезных ископаемых возможно в соответствии со статьями 25, 43 Лесного кодекса Российской Федерации на правах аренды.

Учитывая, что Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 105) в зеленых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых, для осуществления использования лесов в указанных целях необходимо изменение границ зеленых зон и отнесение испрашиваемых лесных участков к категории защитных лесов, в которой данный вид их использования допускается. В связи с тем, что отнесение данного участка земель лесного фонда к другой категории защитных лесов приведет к изменению границ и уменьшению площади зеленой зоны, что не допускается пунктом 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, в проектной документации отражены результаты проектирования границ зеленых зон в Московской области, учитывающие равноценную компенсацию исключаемого из этой зоны лесного участка, а также результаты проектирования защитных лесов в отношении лесного участка, исключенного из границ зеленых зон.

Проектная документация по изменению границ зеленых зон подготовлена в целях реализации полномочий органов государственной власти Московской области в области лесных отношений, определенных ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон», а также в целях внесения соответствующих изменений в сведения государственного лесного реестра уполномоченным органом государственной власти.

Характеристика лесного участка, исключаемого из границ зеленых зон

В целях разработки ГПМ и кирпичных суглинков на Северном участке Бортеневского месторождения необходима передача в аренду лесного участка в составе земель лесного фонда Бородинского лесничества, расположенного в квартале 15 (выделы 1-8, 10, 15-19) Ивакинского участкового лесничества.

Испрашиваемый лесной участок площадью 46,0 га поставлен на государственный кадастровый учет (КН 50:18::105).

По сведениям государственного лесного реестра (выписка прилагается) и лесохозяйственного регламента Бородинского лесничества леса квартала 15 Ивакинского участкового лесничества отнесены к категории защитных лесов «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны)».

Лесной участок расположен в границах Можайского муниципального района, лесистость которого составляет 48%.

Согласно данным лесоустройства испрашиваемый лесной участок имеет характеристику, приведенную в таблице 1.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСПРАШИВАЕМОГО ЛЕСНОГО УЧАСТКА

Территориальное размещение испрашиваемого лесного участка с указанием участковых лесничеств, категорий защитных лесов, кварталов и местоположение проектируемого лесного участка с указанием границ кварталов и лесотаксационных выделов, входящих в его состав, показано на прилагаемых схемах (не приводятся).

Испрашиваемый лесной участок представлен на 99,8% лесными землями. В составе лесных земель 85% составляют покрытые лесной растительностью земли. Насаждения, произрастающие на испрашиваемом лесном участке, в основном смешанные, преобладают спелые насаждения осины, обладающие невысокими санитарно-гигиеническими и эстетическими свойствами, а также низкой степенью устойчивости к отрицательным антропогенным воздействиям.

Вместе с тем отнесение этого лесного участка к другой категории защитных лесов может привести к изменению границ и уменьшению площади зеленых зон.

Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, предусматривается, что в случае изменения границ зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств.

С учетом требований Положения по площади лесных участков, компенсирующих уменьшение зеленых зон, и их местоположению, а также с учетом анализа существующего разделения лесов Московской области по целевому назначению, категориям защитных лесов и оснований их установления осуществлено проектирование равноценного лесного участка для включения его в границы зеленых зон.

Характеристика лесного участка, проектируемого к включению в границы зеленых зон

В соответствии с документами лесного планирования и лесохозяйственным регламентом леса Бородинского лесничества отнесены к защитным лесам категорий:

леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, из них:

леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,га (7,4%);

защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации,га (4,6%);

лесопарковые зоныга (2,9%);

зеленые зоныга (73,3%);

ценные леса, из них:

С целью выбора лесного участка, компенсирующего уменьшение площади зеленых зон, были проанализированы количественные и качественные характеристики лесных кварталов с учетом их пространственного местоположения и правового режима защитных лесов, отнесенных к следующим категориям указанных лесов:

леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

леса, имеющие научное или историческое значение.

Результаты показали, что возможно компенсировать площадь исключаемого из состава зеленых зон лесного участка включением в границы зеленых зон лесного участка, расположенного на территории Бородинского лесничества и в настоящее время относящегося к категориям защитных лесов, в отношении которых лесным законодательством не предусмотрены ограничения по изменению их площади и границ. Подбор лесного участка можно осуществить в категории защитных лесов: «леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

В результате проведенного сопоставительного анализа в качестве оптимального варианта выбран лесной участок в квартале 2 Борисовского участкового лесничества Бородинского лесничества, расположенный на территории Можайского муниципального района, в границах сельского поселения Борисовское.

По сведениям государственного лесного реестра (выписка прилагается) и лесохозяйственного регламента Бородинского лесничества этот лесной квартал отнесен к категории защитных лесов «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения)».

Выбранный в качестве оптимального лесной участок квартала 2 Борисовского участкового лесничества, компенсирующий уменьшение площади зеленых зон, непосредственно примыкает к кварталам 5 и 6 того же Борисовского участкового лесничества Бородинского лесничества, входящим в границы зеленых зон.

Таким образом, включение лесного квартала 2 в границы зеленых зон будет являться продолжением территории зеленой зоны и не создаст чересполосицы в границах этой зоны. Кроме того, леса квартала 2 непосредственно примыкают к границам поселка Колычево, входящего в состав городского поселения Можайск. Расположение лесных насаждений квартала 2 вплотную к заселенной территории, а также наличие подъезда к лесной территории в сочетании с развитой лесной тропиночной сетью делает доступными леса квартала 2 для использования их в рекреационных целях — основная функция зеленых зон.

В соответствии со сведениями государственного лесного реестра (выписка прилагается):

лесистость Можайского муниципального района, в котором расположен проектируемый лесной участок, составляет 48%;

лесной участок, входящий в состав квартала 2, не находится у граждан, юридических лиц в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, в аренде, а также безвозмездном срочном пользовании.

В проектируемый лесной участок включены все лесотаксационные выделы лесного квартала 2 Борисовского участкового лесничества.

Площадь проектируемого к включению в границы зеленых зон лесного участка составляет 82 га.

В состав компенсирующего участка включается лесной массив, площадь которого не меньше площади лесного участка, исключаемого из зеленой зоны, что соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 и не приведет к уменьшению площади зеленых зон в Московской области.

Компенсирующий лесной участок сформирован в границах целого лесного квартала, что отвечает положениям, установленным Лесным кодексом Российской Федерации к проектной документации, подготовка которой осуществляется в рамках проектирования лесных участков.

Характеристика проектируемого лесного участка по данным таксации при лесоустройстве приведена в таблице 2.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, ВКЛЮЧАЕМОГО В ГРАНИЦЫ ЗЕЛЕНЫХ ЗОН

Территориальное размещение проектируемого лесного участка с указанием участковых лесничеств, категорий защитных лесов, лесных кварталов и лесотаксационных выделов, входящих в его состав, показано на прилагаемых схемах.

Лесные насаждения компенсирующего лесного участка имеют средний состав 3,8Ос 3,4Е 1,3Б1,2Олс 0,3С+Дн, В. Хотя преобладающей породой является осина, значительно также участие в составе ели, березы, что в большей степени отвечает функциональным требованиям зеленых зон. Средний возраст насаждений 48 лет, высокий средний бонитет — Iа,7, среднее значение относительной полноты насаждений составляет 0,75, средний запас на 1 га покрытых лесом земелькуб. м.

Сравнительный анализ таксационных показателей позволяет сделать вывод, что проектируемый к включению в границы зеленых зон лесной участок в Борисовском участковом лесничестве более соответствует функциональному назначению лесов зеленых зон. Он характеризуется лучшей породной структурой, более сглаженной возрастной структурой и соответственно лучшими показателями рекреационной оценки лесов. Абсолютно преобладающий тип лесорастительных условий — С3 обеспечивает хороший отдых в лесу в любое время года. На территории участка отсутствуют объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, нахождение которых в лесах зеленых зон недопустимо.

Лесной участок имеет хорошую проходимость. Небольшой овраг с рекой по границе квартала добавляет живописности общему ландшафту участка. В квартале отсутствуют источники загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, сохраняются полностью условия их естественной очистки.

Лесной участок в составе квартала 2 Борисовского участкового лесничества Бородинского лесничества площадью 82 га, включаемый в границы зеленых зон, в полной мере компенсирует уменьшение площади зеленых зон в Московской области, связанное с исключением из границ зеленых зон лесного участка, испрашиваемого в целях разработки месторождения полезных ископаемых. Данная компенсация сохранит на прежнем уровне рекреационную емкость лесов зеленых зон в Московской области и не повлечет за собой нарушения целостности и компактности лесных массивов, отнесенных к зеленым зонам.

Проектирование ценных лесов на лесном участке Бородинского лесничества Московской области

Настоящая проектная документация отражает также результаты проектирования ценных лесов на лесном участке Ивакинского участкового лесничества Бородинского лесничества, проектируемом к исключению из границ зеленых зон в Московской области.

Проектирование отнесения лесов к ценным лесам осуществлено в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 N 31.

Проектирование отнесения лесов к ценным лесам осуществлено в отношении лесного участка с кадастровым номером: 50:18::105 (далее — проектируемый лесной участок) площадью 46,0 га на основании анализа состояния и использования лесов Клинского лесничества, перспектив их освоения для государственных и муниципальных нужд, а также с учетом анализа оснований разделения лесов Московской области по выполняемым функциям.

Как уже отмечалось, указанный лесной участок в настоящее время относится к зеленым зонам.

Анализ правовых оснований отнесения лесов на землях лесного фонда Московской области к категориям защитности лесов I группы показывает, что в лесных массивах, в границах которых расположен испрашиваемый лесной участок, первоначально были выделены зеленые зоны.

По данным учета лесного фонда 1956 года в Московской области в составе лесов I группы были выделены следующие категории защитности лесов: защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог, запретные полосы лесов по берегам рек и других водных объектов и леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов (без выделения лесопарковой части).

Отнесение части лесного фонда области к запретным полосам лесов по берегам рек и других водных объектов было обусловлено выделением запретных водоохранных полос на территории Московской области. Согласно Перечню рек, морей, озер, водохранилищ и каналов, по которым выделены запретные полосы в разрезе областей, краев и республик (Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР, В/О «Леспроект», Москва, 1972 г.) вдоль реки Москва, а также вдоль рек Волга, Ока, Клязьма, Истра и канала Москва — Волга устанавливались запретные водоохранные полосы шириной 20 километров по каждому берегу.

В последующие годы из состава запретных полос лесов по берегам рек и других водных объектов были выделены другие категории защитности лесов, в том числе и лесохозяйственные части зеленых зон (в настоящее время согласно Лесному кодексу 2006 года — зеленые зоны). Действующим Лесным кодексом запретные полосы лесов по берегам рек и других водных объектов отнесены к «ценным лесам» (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).

Таким образом, исторический обзор нормативных правовых актов в сфере разделения лесов по выполняемым функциям показывает, что лесные массивы, в которых проектируется изменение границ зеленых зон, расположены на территории, на которой первоначально выделялись запретные полосы лесов по берегам рек и других водных объектов.

Лесной квартал 15 Ивакинского участкового лесничества, в котором находится испрашиваемый участок, расположен на расстоянии 19,5 км от реки Москва в районе Можайского водохранилища, т.е. в границах, установленных указанными нормативными правовыми актами.

Принимая во внимание данное обстоятельство, лесной участок в квартале 15 Ивакинского участкового лесничества Бородинского лесничества Московской области с кадастровым номером 50:18::105 площадью 46,0 га, количественная и качественная характеристика которого приведена в таблице 1, проектируется отнести к категории защитных лесов — ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).

Отнесение лесного участка Ивакинского участкового лесничества Бородинского лесничества площадью 46,0 га, проектируемого к исключению из границ зеленой зоны в Московской области в целях его предоставления для разработки месторождений полезных ископаемых, к категории защитных лесов — ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов) в наибольшей степени соответствует основному назначению данной категории защитных лесов и их правовому статусу, определенному соответствующими нормативными правовыми актами и лесным законодательством.

Главный инженер филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» А.Ю. Соколов

Источник: http://lawru.info/dok/2013/12/16/n857282.htm

Комментарий к СТ 105 ЛК РФ

Статья 105 ЛК РФ. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

Комментарий к статье 105 ЛК РФ:

1. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам и, таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ). Поэтому ч. 1 комментируемой статьи устанавливается запрет на проведение в таких лесах сплошных рубок. Исключение из установленного правила до января 2011 года составляли только случаи, когда выборочные рубки не обеспечивали замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ). С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ проведение сплошных рубок стало допускаться и в случаях, установленных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, а именно при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые осуществляются в целях:

1) осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) разработки месторождений полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

При этом строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в указанных выше целях не должны быть запрещены или ограничены в защитных лесах в соответствии с законодательством РФ (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2011 по делу N А/2010).

Площадь участка сплошной рубки, включая сплошные рубки реконструкции, не должна превышать 5 га при ширине лесосеки не более 100 м, при протяженности ее равной не более одной трети участка (по ширине и длине), выполняющего определенные целевые функции или примыкающего к не покрытым лесной растительностью землям, а также к планируемым на ближайшие пять лет вырубкам. В горных условиях и в равнинных лесах на склонах крутизной свыше 6 град. предельная площадь лесосеки составляет не более 3,0 га (п. 19 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 (далее — Особенности использования лесов). Помимо этого, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ч. 2 ст. 14 ЛК РФ), а также их использование в целях создания лесных плантаций (п. 30 Особенностей использования лесов).

Виды лесов, отнесенных к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, перечислены в ст. 102 ЛК РФ. Это:

— леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

— защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

— леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

К лесам, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся леса, находящиеся на территориях соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 18 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР России от 06.02.2008 N 31).

Пунктом 5 ст. 3 Водного кодекса РФ в качестве одного из основополагающих принципов водного законодательства установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Для целей санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создаются зоны санитарной охраны. Проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, их границы и режим утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения запрещаются или ограничиваются отдельные виды деятельности, что, в свою очередь, влечет за собой установление особого правового режима лесопользования на указанных территориях.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения устанавливаются СанПиН 2.1.4.»Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 г., в соответствии с которыми зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Назначением первого пояса (строгого режима) является защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Поэтому первый пояс включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Порядок определения границ поясов зон санитарной охраны зависит от того, является ли источник водоснабжения, в отношении которого они устанавливаются, подземным или поверхностным.

При проведении мероприятий по уходу за лесами, расположенными в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается осуществление реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки (п. 22 Особенностей использования лесов).

В лесах, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения, не производятся рубки главного пользования и реконструкции, а также не допускается применение удобрений и ядохимикатов (пп. 3.2.3.1 п. 3.2.3, пп. 3.3.3.1 п. 3.3.3 СанПиН 2.1.4.). В отношении лесов, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения, не производится закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования, при этом допускаются рубки ухода и санитарные рубки.

К защитным полосам лесов, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, относятся леса, параметры которых устанавливаются с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о железнодорожном транспорте, об автомобильном транспорте. Отнесение лесов к данной категории защитных лесов может не производиться, если они расположены на особо охраняемых природных территориях, относятся к иным видам лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также к лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, орехово-промысловых зонах (п. 19 Лесоустроительной инструкции).

Защитные полосы лесов размещаются вдоль железнодорожных путей, автомобильных дорог на полосах отвода (см. ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 90 Земельного кодекса РФ). Назначением лесных придорожных полос является защита железных и автомобильных дорог от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, снижения неблагоприятных аэродинамических воздействий на движущийся транспорт, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных, эстетических функций, снижения уровня шума и загрязнения окружающей среды.

Использование, охрана, защита, воспроизводство защитных придорожных полос лесов осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о железнодорожном транспорте, об автомобильном транспорте. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается осуществление рубок и повреждение лесных насаждений (п. 3 ч. 3 ст. 25). Прокладка просек для размещения трасс линий связи в защитных лесных полосах вдоль автомобильных и железных дорог должна производиться таким образом, чтобы состоянию насаждений наносился наименьший ущерб и предотвращалась утрата ими защитных свойств. На просеках не должны вырубаться кустарник и молодняк (кроме просек для кабельных линий связи), корчеваться пни на рыхлых почвах, крутых (свыше 15 град.) склонах и в местах, подверженных размыву (п. 8 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578).

При проведении мероприятий по уходу за защитными полосами лесов обеспечивается формирование сложных смешанных лесных насаждений вертикальной сомкнутости, наиболее эффективно выполняющих защитные функции. При выполнении работ по лесовосстановлению в защитных придорожных полосах лесов используются древесные породы, устойчивые к вредным веществам, поступающим в атмосферу, почву в связи со строительством, эксплуатацией, ремонтом железнодорожных путей и автомобильных дорог (п. 13 Особенностей использования лесов).

Рубки ухода за лесом в защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей, автомобильных дорог, направлены на повышение свойств лесных насаждений по снегопоглощению, снижению скорости ветра, почвоукреплению. Интенсивность рубок должна быть слабой, полнота не должна снижаться ниже 0,7. Разрубка технологических коридоров не должна производиться в опушке леса ширинойм, примыкающей к дороге (п. 54 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 185).

Городские леса предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, сохранения благоприятной экологической обстановки. В городских лесах могут создаваться лесничества и лесопарки.

Помимо запрета на осуществление сплошных рубок, установленного ч. 1 комментируемой статьи, в городских лесах в соответствии с их особым правовым режимом также запрещено ведение охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (см. п. 32 Особенностей использования лесов, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 N 17АП-1464/2008-ГК). Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ запрет на осуществление в городских лесах указанных выше видов деятельности был облечен в законодательную форму посредством закрепления в ЛК РФ (см. ч. 5.1 ст. 105 ЛК РФ).

Кроме того, в особом порядке осуществляется и воспроизводство городских лесов, при проведении которого не допускается применение токсичных химических препаратов. При выполнении работ по лесовосстановлению используются древесные и кустарниковые породы, отличающиеся большой долговечностью, высокими эстетическими качествами, декоративностью, устойчивостью к неблагоприятным антропогенным и техногенным факторам, особенно к значительным рекреационным нагрузкам (п. п. 10, 11 Особенностей использования лесов).

Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселения, городского округа (см. п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Лечебно-оздоровительные местности и курорты предназначены для лечения и отдыха населения и имеют свои особенности в использовании и защите. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях обеспечения их сохранения и защиты от загрязнения и преждевременного истощения выделяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, на которых устанавливается особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, что, в свою очередь, обусловливает особый правовой режим лесов, расположенных в их границах. При этом округа горно-санитарной охраны устанавливаются в отношении тех лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), либо в случае, если лечебно-оздоровительная местность или курорт федерального значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны (см. ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п. 4 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Запрещаются всякие работы, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий (п. 10 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения).

Округа санитарной (горно-санитарной) охраны подлежат зонированию, в соответствии с которым на их территориях может быть выделено до трех зон, различных по закрепленному в их отношении режиму хозяйствования.

На территории первой зоны устанавливается самый строгий режим защиты, в соответствии с которым запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению, в том числе вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (см. п. 3 ст. 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п. п.Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения).

Особенности правового режима зеленых и лесопарковых зон подробно рассмотрены в комментарии к ч. ч.настоящей статьи.

2. Часть 2 комментируемой статьи, с одной стороны, допускает проведение в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, выборочных рубок, а с другой, относит установление порядка проведения таких рубок к компетенции федерального органа исполнительной власти.

Выборочные рубки осуществляются в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, рубки ухода — в соответствии с Правилами ухода за лесами (разд. II) (подробнее о порядке проведения выборочных рубок см. в комментарии к ст. 17 ЛК РФ). Кроме того, 30 января 2011 г. вступили в силу Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Рослесхоза РФ от 14.12.2010 N 485, которые, среди прочего, регулируют особенности проведения выборочных рубок в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

В соответствии с Особенностями использования лесов при проведении выборочных рубок лесных насаждений в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (за исключением выборочных санитарных рубок) осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих санитарно-гигиенические и водоохранные функции.

В защитных придорожных полосах лесов на основной их части в соответствии с породным составом и состоянием насаждений ведутся выборочные рубки лесных насаждений умеренной, умеренно-высокой и высокой интенсивности. В опушечной части полос ширинойм высокоинтенсивными рубками ухода в молодняках (со снижением сомкнутости до 0,5 — 0,4) формируются устойчивые сложные и разновозрастные насаждения, в последующем поддерживаемые выборочными рубками слабой и умеренной интенсивности.

В лесопарковых зонах, зеленых зонах, городских лесах с учетом специфики каждой из категорий ведутся выборочные рубки лесных насаждений от очень слабой до умеренно-высокой интенсивности. Допускается проведение ландшафтных рубок в лесах этих категорий высокой и очень высокой интенсивности при формировании и поддержании полуоткрытых и открытых ландшафтов, которые могут занимать площадь соответственно не более% и% общей площади лесного участка. Рубки формирования ландшафта (ландшафтные рубки) направлены на формирование устойчивых к рекреационным воздействиям лесов и лесных ландшафтов с различной степенью благоустроенности. Для указанных целей ландшафтными рубками формируются открытые (поляны с единичными деревьями), полуоткрытые (участки древостоев сомкнутостью 0,3 — 0,5 с равномерным или групповым размещением деревьев по площади), закрытые (участки древостоев полнотой 0,6 — 1,0) ландшафты (п. 39 Правил ухода за лесами). Размещение ландшафтов устанавливается проектом освоения лесов.

В лесах, расположенных в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, уход за лесами осуществляется с применением рубок ухода очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающих формирование сложных и разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (п. п.Особенностей использования лесов).

Лесопарки наряду с лесничествами являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч. 1 ст. 23 ЛК РФ). Лесопарки организуются, как правило, вокруг населенных пунктов, вблизи путей транспорта, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением (п. 8 Лесоустроительной инструкции).

До принятия Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» лесопарковые зоны являлись составной частью зеленых зон. Статья 10 указанного Закона дополнила Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» новой ст. 8.1, согласно которой лесопарки в составе зеленых зон подлежали преобразованию в лесопарковые зоны, а лесохозяйственные участки зеленых зон — в собственно зеленые зоны. Границы лесопарковых частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до введения в действие Лесного кодекса РФ, являются границами лесопарковых зон (п. 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007). Таким образом, выделился новый самостоятельный вид лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, — лесопарковые зоны.

Лесопарковые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов) в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов (п. п. 2, 4 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон).

Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны с января 2011 года вместо Минсельхоза России устанавливает Федеральное агентство лесного хозяйства (см. п. 14 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, п. 5.3.47 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736).

Лесопарковые зоны могут создаваться, в частности, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, — в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов (п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Причем лесные насаждения лесопарковых и зеленых зон, расположенных в границах городских и сельских поселений, входят в состав зеленого фонда этих поселений (см. ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

3. В силу своего целевого назначения лесопарковые зоны изымаются из интенсивного хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает закрытый перечень видов деятельности, осуществление которых в лесопарковых зонах запрещается (см., например: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2010 по делу N А/09). Несмотря на это, действующее законодательство предусматривает и другие запреты и ограничения в отношении деятельности на территории лесопарковых зон. Так, в соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в границах лесопарковых зон запрещается захоронение отходов.

В соответствии с п. 1 ч. 3 комментируемой статьи в лесопарковых зонах запрещается применение токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Использование токсичных химических препаратов запрещено и при осуществлении ухода за лесами в лесопарковых зонах, обработки почвы при лесовосстановлении, агротехнического ухода за лесными культурами (п. 10 Особенностей использования лесов).

При выполнении работ по лесовосстановлению в лесопарковых зонах используются древесные и кустарниковые породы, отличающиеся большой долговечностью, высокими эстетическими качествами, декоративностью, устойчивостью к неблагоприятным антропогенным и техногенным факторам, особенно к значительным рекреационным нагрузкам (п. 11 Особенностей использования лесов).

На территории лесопарковой зоны выделяются функциональные зоны с дифференцированным режимом использования для целей охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

Такими функциональными зонами являются:

— зона активного отдыха, которая выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30% площади лесопарковой зоны;

— прогулочная зона, выделяемая в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70% площади лесопарковой зоны;

— зона фаунистического покоя, выделяемая в отдельных случаях, если это необходимо для сохранения мест обитания фауны лесопарковой зоны. Целевым назначением зоны фаунистического покоя является обеспечение оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей;

— восстановительная зона, выделяемая для восстановления нарушенных природных ландшафтов в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов (п. п.Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон).

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру, либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться (п. 8 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон).

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится норма, являющаяся исключением из общего правила, установленного ч. 8 ст. 11 ЛК РФ, в соответствии с которым предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки не могут быть огорожены. Лесопарковые зоны ограждаются в целях их охраны.

Установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон осуществляется федеральными органами государственной власти (п. 41.1 ст. 81 ЛК РФ).

Как отмечалось выше, зеленые зоны представляют собой преобразованные лесохозяйственные участки зеленых зон, которые были созданы до введения в действие Лесного кодекса РФ. Границы лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до введения в действие ЛК РФ, являются границами зеленых зон (п. 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон).

Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды. Зеленые зоны могут быть организованы на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов) (п. п. 3, 4 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон).

5. В соответствии с целевым назначением зеленых зон законодателем запрещается или ограничивается осуществление некоторых видов деятельности на их территории (см., например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2011 N А/2010, Определение ВАС РФ от 19.08.2011 N ВАС-10732/11 по делу N А/). Это, как и для лесопарковых зон, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, ведение охотничьего хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых. В отношении зеленых зон установлен менее строгий режим защиты по сравнению с лесопарковыми зонами. Так, в отличие от лесопарковых зон, в пределах которых запрещается ведение сельского хозяйства в любых формах, в зеленых зонах допустимо сенокошение и пчеловодство, а также возведение изгородей в этих целях. Также в зеленых зонах разрешается размещение гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов (в лесопарковых зонах допускается только возведение гидротехнических сооружений). Причем прокладка просек для размещения трасс линий связи в зеленых зонах вокруг городов и населенных пунктов должна производиться таким образом, чтобы состоянию насаждений наносился наименьший ущерб и предотвращалась утрата ими защитных свойств. На просеках не должны вырубаться кустарник и молодняк (кроме просек для кабельных линий связи), корчеваться пни на рыхлых почвах, крутых (свыше 15 град.) склонах и в местах, подверженных размыву (п. 8 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации).

Особенности проведения работ по воспроизводству лесов и лесовосстановлению в зеленых зонах во многом такие же, как и для лесопарковых зон. В частности, при выполнении работ по воспроизводству лесов в зеленых зонах уход за лесами, обработка почвы при лесовосстановлении, агротехнический уход за лесными культурами осуществляются без применения токсичных химических препаратов. При выполнении работ по лесовосстановлению в зеленых зонах используются древесные и кустарниковые породы, отличающиеся большой долговечностью, высокими эстетическими качествами, декоративностью, устойчивостью к неблагоприятным антропогенным и техногенным факторам, особенно к значительным рекреационным нагрузкам (п. п. 10, 11 Особенностей использования лесов).

В зеленых зонах в целях повышения санитарно-гигиенических функций проводится комбинированное лесовосстановление под пологом лесных насаждений. Комбинированное лесовосстановление осуществляется путем посадки и посева на лесных участках, где естественное лесовосстановление лесных насаждений ценных лесных древесных пород не обеспечивается. Первоначальная густота лесных культур при комбинированном лесовосстановлении под пологом лесных насаждений должна составлять не менее 50% от нормы, установленной для искусственного лесовосстановления в соответствующих природно-климатических условиях (см. п. п.Правил лесовосстановления, утв. Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183).

Установление порядка определения площади зеленых зон, установления и изменения их границ отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти (п. 41.1 ст. 81 ЛК РФ). В соответствии с п. 6 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта РФ, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. С января 2011 года нормативы для определения площади зеленой зоны устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства РФ.

6. Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ ст. 105 ЛК была дополнена ч. 5.1, в соответствии с которой запреты на осуществление отдельных видов деятельности, установленные положениями ЛК РФ в отношении лесопарковых зон, были установлены также и для городских лесов. Так, в соответствии с указанной нормой в городских лесах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Ранее подобные положения (за исключением запрета на использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов) содержались в п. 32 Особенностей использования лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543.

Установление и изменение границ лесопарковых и зеленых зон, определение их площади отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ). Органы государственной власти субъектов РФ должны руководствоваться установленным ч. 6 комментируемой статьи правилом, согласно которому не допускается изменение границ лесопарковых и зеленых зон, городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади.

При этом Правительством РФ установлено, что при изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков) (п. 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон).

8. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, которым осуществляется правовое регулирование порядка установления зеленых и лесопарковых зон, определения их границ и площадей, выделения функциональных зон в лесопарковых зонах, их назначения и режима, а также устанавливается порядок подготовки и утверждения документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, требования к ее составу, порядок ее рассмотрения и принятия решения.

9. В ч. 8 комментируемой статьи устанавливается, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 5.3.26 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в полномочия Рослесхоза входит принятие нормативных правовых актов, устанавливающих особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ранее указанные полномочия были возложены на Министерство сельского хозяйства РФ — см. п. 5.2.18 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450). Соответственно, Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, которые начали действовать с 30 января 2011 г.

Источник: http://leskod.ru/glava-15/st-105-lk-rf/kommentarii

Изменение границ зеленой зоны

×
Юридическая консультация онлайн